В феврале ФОМ зафиксировал скачкообразный рост протестных настроений в России. С конца 2008 г. число тех, кто готов принять участие в акциях протестах, держалось на уровне 20% – 21%. В июне 2010 г. этот показатель вырос до 24%, а в феврале 2011 г. достиг 49%. Одновременно медленно, но верно растет число тех, кто стал меньше доверять президенту и премьеру: если раньше речь шла об 11% – 14%, то сейчас их число подскочило до 20%. Эта синхронная динамика свидетельствует об изменении настроений в обществе и подрыве легитимности власти в целом. Какую-то роль в разогреве общественного недовольства сыграли экстраординарные события последнего месяца: от теракта в "Домодедово" до обострения ситуации на Северном Кавказе. Одновременно действуют такие долгоиграющие факторы, как низкие зарплаты, рост цен на продукты, лекарства и услуги ЖКХ, обострение национального вопроса и проблемы миграции, проблемы в сфере образовании и здравоохранения.
Но главные вызовы, с которыми столкнулось в последнее время руководство страны, касаются сферы внешней политики. Дело тут не в том, что рост протестных настроений на фоне арабских революций является, как утверждают некоторые эксперты, "последним звоночком" для российской власти, – пока подобные страшилки выглядят как откровенные спекуляции. Однако готовность, с которой западные страны не просто отвернулись от своих союзников, но и присоединились к их травле, показала, что рассчитывать на западных партнеров, особенно в случае осложнения ситуации, не приходится. Это понимание вступило в резонанс с общим охлаждением российско-американских отношений и серии "пощечин", полученных Москвой от Вашингтона и Брюсселя.
Через две недели после того, как министр иностранных дел Сергей Лавров заверил Европу, что "Россия избавилась от амбиций супердержавы", и предложил "сделать модернизацию России общеевропейским проектом", Европарламент принял резолюцию, осуждающую деятельность российских судов: "Политически мотивированные приговоры, подчиненность правосудия исполнительной власти, недостаточно энергичное расследование громких дел и преследование оппозиционеров".
Это достаточно неприятно, но не идет ни в какое сравнение с сюрпризами, которые приготовили в Вашингтоне. Новая военная доктрина США, определившая роль России как проводника американских интересов в Средней Азии и одного из участников антикитайской коалиции, и поддержка Вашингтоном позиции Токио по Курилам оставили Москве достаточно узкий коридор для маневра. С другой стороны, пробуксовка переговоров по ПРО на фоне активности республиканцев, чуть ли не еженедельно поднимающих в Сенате вопрос о запрете на партнерство с Россией в этом серьезном деле, сводят на нет ценность договора по СНВ и дискредитируют идею "перезагрузки".
Не радует и внутренний расклад сил в США, где на Обаму давят все сильнее, требуя от него решительных действий в отношении Каддафи: закрыть воздушное пространство для ливийской авиации, топить ливийские суда и прочее. На фоне этого давления Обама делает все более двусмысленные заявления, квалифицируя действия Каддафи как "необычную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике США". Одновременно НАТО обсуждает возможность принятия чрезвычайных мер по наведению порядка в Ливии. Все это мы уже проходили в Сербии и Ираке. Если Обаму додавят, дело может не ограничиться международными санкциями и арестом счетов в иностранных банках.
На этом фоне последние события на Северном Кавказе воспринимаются в Кремле как первый этап сценария дестабилизации ситуации в России. Отсюда – жесткие заявления Медведева на заседании Национального антитеррористического комитета, прошедшего на прошлой неделе во Владикавказе. По словам президента, речь идет о "большой, сложной проблеме, по которой нам придется предпринимать очень серьезные усилия на протяжении очень длительного времени".
Но отражать внешние и внутренние угрозы в ситуации раскола элит практически невозможно, а обстановка в России в этом смысле далека от идеальной. Достаточно вспомнить свару между Следственным комитетом и Генпрокуратурой из-за игрового бизнеса в Подмосковье, бесконечные клановые разборки в регионах и многое другое.
Справедливости ради нужно признать, что определенные шаги, для того чтобы исправить ситуацию, делаются: члены тандема прекратили словесную пикировку и начали появляться на публике вместе. Продолжается кадровая чистка: только на прошлой неделе были отправлены в отставку заместитель главы ФСБ, семь генералов и один полковник МВД, занимавшие руководящие должности в регионах и центральном аппарате МВД, и главы двух регионов – Камчатки и Карачаево-Черкесии. Налицо стремление власти успокоить население: заморожены реформы в сфере образования, отложены в долгий ящик ювенальные проекты, скорректированы правила оплаты больничных по беременности.
Однако сигналы, посылаемые гражданам, слишком похожи на временные предвыборные уступки, кадровые чистки прекрасно вписываются в межклановые разборки, а воинственные заявления, на которые периодически срывается президент, вступают в диссонанс с тем, что реально происходит в области внешней политики.
Источник: Ytro.ru
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт