— Анатолий Александрович, расскажите, когда вы начали свое дело?
— Все началось с того, что в 1998 году я посетил в Новосибирске фестиваль «Интернить», посвященный интернет-технологиям, где собрались около ста заинтересованных в этой теме людей (кстати, учредивших позже Mail.ru, Yandex).
Мне эта отрасль стала очень интересна, и это подстегнуло к открытию собственного дела. В 17-18 лет у меня появился первый бизнес — небольшая фирма по разработке сайтов и интернет-рекламе «Студия графики». Вложений с моей стороны тогда никаких не было. Была одна единственная инвестиция из вне — купленный родителями компьютер, который я начал «монетизировать». Изучив все, что касается разработки сайтов, я сделал коммерческое предложение и начал продавать свою услугу и уже после пары первых продаж подключил к работе новых людей, постепенно начал создавать дело.
Спустя какое-то время вместе с ОАО «Деловая сеть — Иркутск» мы трансформировали «Студию графики» и учредили «Центр Веб-решений», который в 2003 году стал крупнейшей в своей области компанией в Приангарье.
В 2006 году я понял, что достиг определенного «потолка», занимаясь интернет-технологиями. Поэтому продал долю в фирме техническому директору компании, который стал преемником. Компания успешно работает и по сей день.
— Как развивался ваш бизнес в дальнейшем? Какие компании вы возглавляете в настоящее время?
— Идея нового проекта пришла, когда я несколько месяцев жил в Москве. Тогда у меня создалось впечатление, что 80% денег со всей страны стекается именно в столицу. Мне захотелось запустить обратный процесс и направить деньги на развитие нашего региона.
В 2007 году я создал туроператора «Байкальские приключения» (в 2011 году переименована в «Байкалов»), вложив в нее стартовый капитал в 400-500 тысяч рублей: сделал хороший сайт за 100-150 тысяч рублей, арендовал и обустроил офис в Москве (еще около 100 тысяч), заплатил обязательную страховку туроператоров и оставил небольшие оборотные деньги для текущих расходов на первое время.
Наше выгодное отличие от конкурентов на рынке было в том, что «Байкалов» не перепродал услуги, а формировал уникальный туристический продукт из набора услуг 10-30 компаний для комфортного экскурсионного, круизного, пляжного или экстремального отдыха на Байкале, исходя из запросов и бюджета каждого клиента.
К тому же, мы работаем и в Иркутской области, и в Бурятии (то есть по территории всего Байкала), организовываем более 20 видов отдыха, последние 1,5 года занимаемся организацией путешествий по Якутии и Камчатке.
Еще одна бизнес-идея также была «подсмотрена» в столице, когда я посещал перестроенный Парк Горького и по-настоящему впечатлился увиденным.
В 2012 году мы с партнером задумали создать нечто похожее в Иркутске.
В 2014 году оформили в долгосрочную аренду земельный участок площадью 4,5 гектара (проект реализовывался в партнерстве с городом: администрация предоставила нам в платное пользование территорию, которую мы обязались благоустроить) и придумали концепцию будущего спорт-парка «Поляна». По подсчетам, общие затраты на реализацию проекта должны были составить 100-150 миллионов рублей, в то время как в нашем распоряжении имелось менее 10 миллионов. Сначала было не совсем понятно, как нашу задумку воплотить в жизнь.
Позже мы пришли к форме, по которой был организован 130-й квартал: разделили территорию на инвестиционные тематические лоты (общепиты, спортивные и развлекательные площадки и т. д.) и под каждый лот нашли профильных инвесторов — экспертов в своей области, которые знают, как предложить качественную услугу. Предоставили на партнерских условиях им земельные участки и приступили к совместному комплексному благоустройству за счет частных денег.
В данный момент у нас более 10 объектов спорта и активного отдыха. В проект на сегодняшний день инвестировано общими усилиями порядка 50 миллионов рублей. 2017-2018 годы будет завершена инвестиционная фаза реализации проекта.
— Сложно ли работать над подобного рода проектами?
Вести бизнес всегда непросто, есть множество сложностей: постоянный дефицит денег (особенно при наличии нескольких проектов, требующих вложений), профессиональных и ответственных кадров, собственного времени.
С другой стороны, рыночная ситуация не имеет вообще никакого значения для запуска любого небольшого бизнес-проекта, стоимость которого менее миллиарда рублей. Ссылаться на кризис — снимать с себя ответственность. Небольшие проекты можно запускать в любой экономический «сезон».
В Иркутске, как и в целом в стране, огромное количество неблагоустроенных территорий. Процесс благоустройства, как правило, очень долгий, но если есть большое желание привести место в порядок и запустить на нем какую-то коммерческую деятельность, то администрация готова идти навстречу.
На рынке все еще есть место для подобных проектов. Например, в прошлом году совместно с компанией «ВостСибСтрой» по этой же модели мы начали работу по созданию крупного проекта парк-набережная «Солнечная дорога» (у ледокола Ангара). Первый озелененный благоустроенный участок будет завершен уже в июне. Ко Дню города мы планируем подарить его иркутянам.
— Перспективен ли Иркутск для малого предпринимательства?
— Иркутск очень перспективен для развития своего дела. В нем есть много свободных ниш и возможностей для заработка.
Уверен, что те, кто заявляют, что Иркутск не перспективен, приедут в другое место и будут говорить то же самое. Вот, скажем, в Нью-Йорке или Москве степень конкуренции в сотни раз выше, и там действительно почти все ниши заняты. У нас же такой ситуации нет.
Приведу пример. В рамках туризма очень востребован бизнес, связанный с гостиницами, хостелами, ресторанами, прокатом автомобилей, хороших катеров, с интересно организованными экскурсиями, конными прогулками и так далее.
Это, кажется очевидным, и спрос на такие услуги огромен, а качественных предложений очень мало.
Также очень хороший потенциал для развития в разных областях экологии. У нас очень много хороших ученых-экологов, которые совместно с предпринимателем могли бы создать нужный коммерческий инновационный продукт.
Главное — помнить, что ниша обязательно должна быть связана с личным интересом предпринимателя и потенциально прибыльна. Заниматься абсолютно любым делом не получится, так как высок риск того, что оно вскоре наскучит, и вы его просто бросите.
Я советую не уезжать из Иркутска и развиваться здесь. Успех зависит не от города, а от воли бизнесмена, скорости мышления, знания своего дела и многого другого.
— Какой самый забавный, нештатный случай происходил с вами на работе?
— У меня в памяти масса интересных историй, связанных с туристическим бизнесом, которые зачастую остаются «за ширмой» для клиента. Вот одна из них.
Как-то мы строили на Байкале ледовый отель для VIP-гостей. Главным гвоздем программы должна была стать ледяная баня, которую мы создавали впервые.
Ее стены были отделаны фольгированным материалом (его мы заказывали за месяц до приезда гостей специально из Новосибирска), который позволял сдерживать высокую температуру при растопке печи, за счет чего лед не таял быстро.
Когда наши гиды тестировали баню, то этот материал полностью сгорел.
Примерно в 23:00 в Иркутск мне позвонили со спутникового телефона и сообщили о произошедшем. В результате мне пришлось срочно обзванивать всех знакомых директоров торговых центров строительных материалов, поднимать охранников (пообещав им и их женам мартини, конфеты и цветы) и просить среди ночи открыть склады. Нам повезло: нашлись все необходимые материалы.
В итоге в три часа ночи машины со всем необходимым выехали из Иркутска на Байкал. Для подстраховки мы также отправили машины из Улан-Удэ. Все работы успели завершить за час до приезда гостей, которые даже не догадались о происшествии и остались очень довольны походом в баню и ледяным отелем.
— Что вы бы посоветовали начинающим бизнесменам? Обязательно ли иметь большой стартовый капитал?
Чтобы начать бизнес, больших капиталовложений не требуется. Нужно желание и понимание того, как ваша идея будет реализована. А в дальнейшем — грамотное управление компанией.
Любой бизнес в сфере услуг можно открыть абсолютно без инвестиций. Например, человек может предложить какую-то услугу, которую он способен профессионально оказать. Для этого достаточно разместить объявление на сайте или контекстную рекламу, чтобы получить первые заявки. Согласитесь, это можно сделать без инвестиций.
Если дело начало приносить деньги, их следует вкладывать в дальнейшее развитие вашей фирмы. Здесь главное реализовывать свой бизнес-план по принципу постепенности.
Многие новички допускают распространенную ошибку: они думают, что верным решением будет сначала взять большой кредит в банке и «раскрутиться» за счет этих денег. При таком способе в среднем только один из десяти предпринимателей остается на плаву, остальные получают убыток. Важно помнить, что на старте необязательно иметь красивый офис и навороченный компьютер.
Для тех, кто еще не определился со сферой деятельности, в которой хотел бы работать, есть хорошая формула, которая упоминается в разных книгах и прекрасно работает.
Суть ее проста: перспективное дело должно состоять из того, чем очень нравится заниматься, того, в чем вы профессионал и то, где вы видите деньги. Соединение трех этих сфер — это и есть ваше дело, идеальная профессия.
— Расскажите о ваших ближайших проектах.
— В ближайших планах «Байкалова» — реализация проекта «Байкал-Аляска» — это историко-географическая экспедиция по маршруту купцов, которые раньше из Иркутска через Якутию и Камчатку ездили на Аляску.
30 мая парусный надувной катамаран экспедиционного класса отправится от ледокола Ангара в трехмесячное плавание. Мы разработали уникальный маршрут: стартовав в Иркутске, у ледокола Ангара, мы придем на Аляску.
Проект направлен на популяризацию истории Иркутской губернии, возрождение интереса к нашему региону и развитие туризма в нем. Да и сам маршрут, очень интересно пройти!
— Анатолий Александрович, спасибо за интересную беседу.
Наталия Смолянинова, WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт