«Звездные войны», «Чужой», «Рядовой Райан» и другие: любимые фильмы режиссера Кристофера Нолана

Премьера самого, кажется, ожидаемого фильма этого года — «Довода» Кристофера Нолана — отодвигается все дальше и дальше. На сегодняшний день объявлено, что мировая премьера состоится 26 августа, а российская — 10 сентября. Зрители, которым почему-то не терпится увидеть «Довод», пока что могут утешиться просмотром любимых фильмов Нолана, перечень которых недавно был опубликован британским изданием Far Out Magazine. Из тридцати названных режиссером картин мы решили подробно остановиться на десяти наиболее знаковых.

«Звездные войны», «Чужой», «Рядовой Райан» и другие: любимые фильмы режиссера Кристофера Нолана
Фото: film.ru
Оценка:

«Завещание доктора Мабузе»

(1933, Германия, режиссер Фриц Ланг)

Гениальный злодей доктор Мабузе (Рудольф Кляйн-Рогге) за свои безумства был упрятан в психушку. Загипнотизировав главврача, Мабузе устраивает побег — и вскоре встает во главе жуткой террористической организации.

Сиквел куда более интересного (даром что немого) фильма 1922 года «Доктор Мабузе — игрок». Мабузе олицетворял времена Веймарской республики (то есть годы с 1919-го по 1932-й). Приход к власти Гитлера серьезно пошатнул репутацию этого экранного монстра, враз ставшего выглядеть не более чем мелким пакостником на фоне своих соплеменников со свастиками. Впрочем, злодеишки из нолановской трилогии о Бэтмене могут только позавидовать харизме Мабузе.

«Иностранный корреспондент»

(1940, США, режиссер Альфред Хичкок)

В канун Второй мировой войны американский журналист (Джоэл МакКри) едет в Европу, где оказывается вовлечен в масштабный заговор, имеющий целью сорвать создание международной антигитлеровской коалиции.

Великий Хичкок имеет репутацию «короля ужасов», хотя чаще всего он снимал не хорроры, а динамичные шпионские триллеры. «Иностранный корреспондент» — не самый известный, но тоже яркий представитель именно этой части обширного хичкоковского наследия. Бог весть, что привлекает именно в данном фильме Нолана: ясно только, что его картина на тему Второй мировой — «Дюнкерк» — во всех отношениях уступает «доисторическому» этому «Корреспонденту».

«Мистер Аркадин»

(1955, Франция, Испания, Швейцария, режиссер Орсон Уэллс)

На протяжении жизни могущественный магнат русского происхождения Григорий Аркадин (Орсон Уэллс) не брезговал ничем для достижения своих целей. Добившись всего, чего можно было, Аркадин принимается уничтожать свидетелей своего неприглядного прошлого.

Недооцененная в свое время гротескная притча от одного из самых амбициозных и в хорошем смысле претенциозных кинематографистов XX века. Прототипом Аркадина послужил сам И. В. Сталин, который тоже всегда отличался неравнодушием к тому, что когда-то близко знавшие его люди спокойно бродят себе по земле.

Нолана нельзя назвать подлинным последователем Уэллса (как и любого другого выдающегося режиссера), но зато Кристофер унаследовал главный порок Орсона — слабость, надуманность и запутанность сценариев (которые Уэллс тоже предпочитал сочинять самостоятельно).

«2001 год: Космическая одиссея»

(1968, США, Великобритания, режиссер Стэнли Кубрик)

В 2001 году космическая экспедиция отправляется на встречу с внеземным разумом. В целях успешного осуществления сей миссии мыслящий компьютер «Хэл 9000» уничтожает всех членов экипажа, кроме одного — астронавта Боумена (Кир Дулли).

Восьмой фильм Кубрика запомнился много чем, но в первую голову — своим финалом, о который за последние полвека сломали копья сотни интерпретаторов. Но однозначность здесь и ни к чему — не этим «Одиссея» ценна. А именно тем, что ни в сказке сказать, ни пером описать, ибо лучше, как известно, один раз увидеть.

К сожалению, вдохновляющийся этим архишедевром Нолан — и близко не Кубрик, так что в фильмах Кристофера аналогичные недосказанности выглядят элементарным шарлатанством.

«Близкие контакты третьей степени»

(1977, США, режиссер Стивен Спилберг)

Электрик Рой (Ричард Дрейфусс) и некоторые другие граждане США становятся свидетелями появления огромных НЛО. Движимые непонятными импульсами, наблюдатели летающих тарелок съезжаются к возвышенности, где внеземные создания обязательно удостоят их близкого контакта третьей и высшей степени.

Далеко не такая идеальная фантастика, как «Космическая одиссея», но тоже классика. Великолепные спецэффекты по сей день вызывают восхищение. О фильме в целом лучше всех сказал французский режиссер Франсуа Трюффо, сыгравший здесь одну из второстепенных ролей. В письме из Голливуда на родину Трюффо сообщил следующее: «Сразу стало ясно, что я согласился принять участие в грандиозном мультфильме-комиксе, а посему быстро спрятал в чемодан томик Станиславского, который прихватил с собой на всякий случай».

«Звездные войны»

(1977, США, режиссер Джордж Лукас)

В борьбу возглавляемой Дартом Вейдером Темной империи с неугомонными повстанцами вовлекаются будущий джедай Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) и разбитной контрабандист Хан Соло (Харрисон Форд).

Самый, пожалуй, ожидаемый фильм в списке Нолана. Как известно, прославленная франшиза Джорджа Лукаса сильно аукнулась кинематографу в целом. Более медвежьей услуги, чем появление «Стар Ворс», не оказал десятой музе ни один спилберг и ни единый кэмерон. Именно в 77-м году, когда вышли первые «Звездные войны» (позже переименованные в «Эпизод IV: Новая надежда»), голливудские заправилы дотумкали: снимать надлежит полнейшую ерунду, дичь и гиль, но за очень большие бабки. Тогда и только тогда вожделенный выхлоп превзойдет все и всяческие ожидания… А ведь поначалу это скромное, наивное, умильное спейс-фэнтези ни на что такое и не претендовало.

«Чужой»

(1979, США, Великобритания, режиссер Ридли Скотт)

Космический корабль «Ностромо» совершает вынужденную посадку на неизвестную планету — и забирает с собой в дальнейшее путешествие гнусного монструозного паразита. Паразит последовательно перегрызет всех, но обломает зубы на отважной женщине Рипли (Сигурни Уивер).

Единственный шедевр в нескончаемой саге про кровожадных инопланетян. Тот самый дебютный голливудский фильм английского интеллектуала Скотта (будущего создателя «Бегущего по лезвию», «Гладиатора» и «Гангстера»), который по сей день способен напугать зрителя до смерти и одновременно с этим доставить ему редчайшее эстетическое удовольствие. Картина «Чужой» феноменальна именно потому, что является недостижимой жемчужиной сразу двух жанров — хоррора и научной фантастики.

Последующие «Чужие», с подачи известного пиротехника от кинорежиссерства Джеймса Кэмерона, из тонкого триллера о леденящем душу «ином» превратились скорее в монотонный боевик о войне миров. И даже странно, что Нолан является поклонником именно скоттовской, а не кэмероновской версии.

«Бегущий по лезвию»

(1982, США, Гонконг, Великобритания, режиссер Ридли Скотт)

В Лос-Анджелесе 2019 года охотник за головами Рик Декард (Харрисон Форд) выполняет ответственное задание — разыскивает и ликвидирует нескольких вышедших из-под контроля репликантов, «искусственных людей».

В первоначальном прокате «Бегущий по лезвию» провалился, но с годами приобрел такую славу, что давно уже считается суперкультовым. Картина фактически опередила свое время, став предтечей киберпанка и заложив фундамент для всей антиутопической кинофантастики последующих лет.

Из сегодняшнего дня прекрасно видно, что сам рецепт этой картины не мог не сработать, пусть даже с опозданием. В основу был положен роман культового фантаста Филипа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?». В картине сыграли импозантные звезды Харрисон Форд и Рутгер Хаэур — оба пребывали тогда на пике формы. Кроме того, «Бегущий» был озвучен незабываемой музыкой электронного гуру Вангелиса, которая идеально легла на депрессивные виды ночного Лос-Анджелеса якобы 2019 года.

Нолан в своем «Начале», снятом под явным влиянием ленты, ни в одном отношении к ней не приблизился.

«Спасти рядового Райана»

(1998, США, режиссер Стивен Спилберг)

1944 год, Нормандия. Группа американских солдат во главе с капитаном Джоном Миллером (Том Хэнкс) ищет рядового Джеймса Райана (Мэтт Деймон). Его велено вернуть матери, у которой уже погибли на фронте три других сына.

Это кино по сей день выглядит самым впечатляющим голливудским зрелищем о баталиях Второй мировой. Все прежние достижения военного американского кино были связаны с темой Вьетнама — «Апокалипсис сегодня», «Взвод», «Цельнометаллическая оболочка». Спилберг открыл и закрыл тему: даже надуманный сюжет не помешал «Райану» стать единственным достойным ответом классической советской эпопее «Освобождение». Нолан в снятом через 20 лет после «Райана» «Дюнкерке» ничего нового не сказал и не показал.

«Древо жизни»

(2011, США, режиссер Терренс Малик)

Немолодой архитектор Джек О«Брайен (Шон Пенн) бродит по пустынным офисам бездушных небоскребов и предается воспоминаньям о былом. Как он жил, рос, воспитывался в пятидесятых в провинциальном техасском городке с матушкой (Джессика Честейн), батюшкой (Брэд Питт) да двумя младшими братишками.

Вот уж в привязанности Нолана к этой картине мы как-то заранее не сомневались! «Древо жизни» — совершеннейший «Сибирский цирюльник» на штатовский лад. Жаль только, что Кристофер не внял такому удачному приему, использованному в «Древе жизни», как почти полное отсутствие диалогов.

Сто двадцать из ста сорока минут, что длится этот фильм, нам показывают в основном несколько комнат, абсолютно типичных для одноэтажной Америки времен Набокова и Сэлинджера, да такой же обыкновенный газон, возле коего растет пресловутое древо, символизирующее жизнь. Но снято это так, что не оторвешься. Фокус — не новый, но в настолько пафосном исполнении даже и пробирающий.

Ау, Нолан, ну сними уже кино хотя бы как Малик или Михалков!

С полным списком Нолана можно ознакомиться здесьhttps://faroutmagazine.co.uk/christopher-nolan-30-favourite-films/.

Все кадры: film.ru

Евгений Новицкий, WEACOM.RU

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт