Наша «Яга» против «Человека-невидимки»: кто страшнее, а кто тупее. Одна рецензия на два хоррора
Сюжет «Яги»
Семья Алексея (Алексей Розин) и Юлии (Марьяна Спивак) переезжает на новую квартиру. Няня (Светлана Устинова), нанятая четой для их новорожденной дочки, с первого взгляда не на шутку пугает тинейджера Егора — сына Алексея и пасынка Юлии. И это не потому, что Егор такой пугливый, а потому, что пресловутая няня — в действительности самая настоящая Баба-Яга, охотящаяся на маленьких детей. И, конечно, она уже положила свой зловещий глаз на Егорову сестру…
Сюжет «Человека-невидимки»
Блондинка с измученным лицом Сесилия (Элизабет Мосс) сбегает от своего мужа — изобретателя, сколотившего состояние на различных новациях в сфере оптики. Вскоре после побега Сесилия узнает о смерти супруга и о том, что он завещал ей пять миллионов долларов. Но радость от нежданного приобретения кругленькой суммы омрачает вторжение в жизнь женщины пугающего мистицизма. Сесилия ежедневно сталкивается с «паранормальными» проявлениями — и объяснение тут может быть одно: кто-то стал невидимым и теперь преследует ее. И притом решительно непонятно, кто бы это мог быть-то…
Предыстория ихнего злодея
Новый «Человек-невидимка» выпущен аккурат к 123-летию одноименного романа Герберта Уэллса и к 87-летию его первой экранизации — легендарного фильма ужасов студии «Юниверсал», где дебютировал в заглавной роли Клод Рейнс — будущий четырехкратный номинант на премию «Оскар».
Разумеется, нынешней публике куда больше известна последняя кинематографическая инкарнация уэллсовского героя — «Невидимка», поставленная в 2000 году великим Полом Верховеном. Отличный, кстати, был фильм — немудрено, что на протяжении двадцати лет после него за данную историю киношники не брались.
Предыстория нашенской злодейки
У «Яги» тоже можно откопать массу предшественников в отечественном кино — в основном то будут киносказки Александра Роу («Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Золотые рога»), где роль старухи-ведьмы исполнял король советского травести Георгий Милляр.
Роу снимал преимущественно комедийные сказки — и Баба-Яга в числе прочих злодеев почти всегда представала в его фильмах не в страшном, а в потешном образе. В славянском фольклоре, из которого Баба-Яга родом, все было не совсем так, и на излете десятых годов отечественные кинодеятели едва ли не впервые задумали снять не веселую, а жуткую картину про Ягу. Задумка-то справедливая, но вот воплощение… Однако об этом после.
Ихняя «вселенная»
Интересно, что новый «Невидимка» изначально планировался как пышная высокобюджетная фантастика с Джонни Деппом. Но на этой затее поставил крест вышедший в 2017-м фильм «Мумия» — приключенческий хоррор, в котором не было ни интересных приключений, ни вообще каких-либо ужасов.
Перезапуск той «Мумии» широко рекламировался в качестве фильма, открывающего новую масштабную «киновселенную». Заранее радовало, что такая вселенная в кои-то веки была заточена под вкусы не комиксоманов, а киноманов. Обещалось, что все классические черно-белые юниверсаловские хорроры — от «Франкенштейна» и «Человека-волка» до «Дракулы» и «Твари из Черной Лагуны» — будут пересняты в цвете, с большими бюджетами, модерновыми спецэффектами и так далее. Просто какой-то праздник на нашей синефильской улице, как можно было бы подумать.
Однако «Мумия» с Томом Крузом просигнализировала печальное: праздник вряд ли получится. Если фильм, открывающий франшизу, получился столь примитивным, пресным и чуть ли не сонным, чего ждать от последующих? Отсылки же в «Мумии» к еще не снятым будущим сериям «Темной вселенной» сыграли с создателями совсем уже злую шутку: кто же пойдет на эти «темные» блокбастеры после такого фиаско? А вот нечего было презренному «Марвелу» пытаться подражать…
Нашенская «вселенная»
«Яга. Кошмар темного леса» тоже встраивается в некую, с позволения сказать, вселенную. Главное лицо в ней — режиссер Святослав Подгаевский, до этого снявший такие образцы отечественных ужастиков, как «Пиковая дама: Черный обряд», «Невеста» и «Русалка. Озеро мертвых».
Каждый следующий фильм из перечисленных был успешней другого (по скромным российским меркам, конечно), так что останавливаться Подгаевский явно не собирается. Может, и про Кащея еще снимет, и про кота Баюна — да мало ли в русских сказках нечисти! Куда там «Юниверсалу» с его постылыми Дракулами и Франкенштейнами…
Резюме
Вот только в хоррорах Подгаевского все предельно тупо, топорно, убого и ни на секунду не страшно. В частности, в «Яге» можно разглядеть массу отсылок к зарубежной классике жанра (даже к кубриковскому «Сиянию»!), но толку от этого — ни на грош… В любом случае пожелаем нашим кинематографистам успеха — нехай дальше упражняются; глядишь — и действительно произведут достойного наследника бессмертного советского «Вия».
В американских ужастиках такой низкой планки, как у Подгаевского, давно уж не встретишь. Вот и новый «Человек-невидимка» — кино ни в одном отношении не выдающееся, однако же в нужных местах работающее: и пугает, и интригует. Ну да ведь подобное давно уж у них, у голливудцев, на автомате делается…
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт