Фильм «Yesterday»: каково оказаться в мире, где никто не слышал о «Битлз»? Рецензия на квазимюзикл

В прокат вышла свежая картина крутого английского режиссера Дэнни Бойла с концептом высшей степени оригинальности. Создатели задались вопросом: что если все люди на свете, кроме случайного лабуха-бездаря, позабудут песни The Beatles? Лента «Yesterday» отвечает на этот вопрос весьма предсказуемо, но от экрана все одно не оторваться.

Фильм «Yesterday»: каково оказаться в мире, где никто не слышал о «Битлз»? Рецензия на квазимюзикл
Фото: film.ru
Оценка:

Сюжет

Житель провинциального английского городка, работник склада и неудачливый музыкант Джек Малик (Химеш Пател) однажды попадает в небольшую аварию, произошедшую в связи с тем, что на всей планете на двенадцать секунд отключили электричество. Вскоре после того, как Джек приходит в себя, он узнает ошеломляющую новость: мир необратимо изменился — в его новой версии никогда не было группы «Битлз» и всех ее гениальных песен. Единственный человек, который о них помнит, — сам Джек. Ничтоже сумняшеся, горе-музыкант решает воспользоваться сим обстоятельством, дабы сделать карьеру величайшей рок-звезды. И действительно делает.

Фото: film.ru

Долой Голливуд — да здравствует Англия!

Британское кино от века считалось оплотом визуального занудства, скучных драм из жизни долго запрягающих аглицких брезгливцев и чистоплюев. Но вот уже четверть века кряду режиссер Дэнни Бойл фактически в одиночку опровергает это популярное мнение (небезосновательное, кстати). Хвала же ему, что он по-прежнему не желает оголливудиваться, как большинство его успешных коллег-соотечественников, и почти все фильмы снимает на родине. Даже великий Хичкок (чей талант был примерно той же природы, что и бойловский) не мог похвастаться подобным патриотизмом.

Фото: film.ru

Тринадцатый подвиг Бойла

От Бойла, равно как и от его сородича Гая Ричи, всегда воротили нос умники, помешанные на артхаусе, «кино не для всех» и всякой такой синематографической «непопсе». Однако годы идут, гопнический угодник Гай Ричи окончательно исснимался, артхаус как таковой тоже пребывает не в лучшей форме, и только якобы безбожно попсовый миляга Бойл все тот же — бодрый, жизнерадостный, яркий, очень талантливый и вечно молодой.

Кажется, за 25 лет карьеры и 13 полнометражных фильмов Бойл сравнительно сплоховал лишь раз — в 2007-м, когда поставил весьма неоднозначный и многими поклонниками категорически не принятый фантастический триллер «Пекло». Зато тотчас после этого Дэнни снял знаменитейшего своего «Миллионера из трущоб», после чего уже не знал ни одного промаха.

Фото: film.ru

Как угождать толпе, не изменяя себе

«Yesterday» — очередной бойловский прирожденный кинохит, который, с одной стороны, самым бесстыдным образом заигрывает с «широким зрителем», а с другой — имеет на это полное право.

Необычайно действенный режиссерский метод Бойла можно обозначить термином «иронический пафос». Это когда патетики и напыщенности в кадре — вроде бы выше крыши, но от них ничуть не воротит, а даже наоборот, поскольку в произведение впрыснуты еще и лошадиные инъекции иронии и самоиронии. Этим, кстати, Дэнни Бойл выгодно отличается от своего досужего земляка Кристофера Нолана. Даже в самых сентиментальных или приподнятых сюжетах собственных фильмов Дэнни никогда не пытается встать на котурны и затуманивать зрителю мозг произвольной претенциозностью, что так свойственно создателю «Интерстеллара».

В ритме рок-н-ролла

К чести Бойла, он всегда выбирает себе толковых сценаристов — в данном случае им стал заслуженный мастер экранного пера Ричард Кертис. И все же главная фигура в «Yesterday» — не сценарист и уж тем более не нарочито блеклый герой фильма, а сам режиссер. Бойл — один из наиболее самодостаточных постановщиков современной эпохи: и швец, и жнец, и на дуде игрец. Самая сильная сторона всех без исключения картин Бойла — визуальная, и такой комплимент сегодня можно адресовать единицам (в список которых шарлатанам вроде Кристофера Нолана не попасть никогда).

Все в лентах Бойла подчиняется безупречному ритму, каждый раз изобретаемому режиссером заново, но всегда остающемуся стопроцентно узнаваемым. Достаточно показать зрителю, знакомому с предыдущими работами Дэнни, но еще не посмотревшему «Yesterday», парочку любых десятисекундных фрагментов отсюда — и можно держать пари, что почерк Дэнни будет опознан с первой попытки.

Фото: film.ru

Притом Бойл — всегда разный: не подумайте, что «Yesterday» для него — хоть в какой-то степени повторение пройденного. Нет, для создателя столь непохожих друг на друга лент, как «На игле», «Пляж», «28 дней спустя», «Транс» и так далее, расхожий режиссерский метод самоплагиата попросту неприемлем (тем любопытнее, что главным героем его нового фильма оказался именно плагиатор). Отталкиваясь от чужих вербальных сценариев, Дэнни буквально фонтанирует персональными визуальными идеями; он — режиссер-калейдоскоп, постановщик-праздник, некий киношный человек-гейзер, брызжущий во все стороны всполохами разноцветных огней.

Фото: film.ru

Резюме

И все же мнится, как сие ни печально, что название у нового бойловского фильма отчасти говорящее — «Вчера». Есть опасение, что самых настоящих, невымышленных людей, совершенно незнакомых с творчеством «Битлз» (а таковых сегодня явно немало), данная картина ничуть не покорит. И в этом таки есть некий подвох — ровно как в решении Джека Малика выдать себя за автора чужих суперпесен.

Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции

Комментарии

Nutata  ◊ 28 сентября 2019 г. в 20:28
Легкий и интересный фильм. После фильма снова вспомнили и поразмышляли об очевидных истинах и врубили песни Битлз
0

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт