«Мстители: Финал»: прощальная гастроль веселых человечков. Рецензия на мегахит, пожирающий сам себя

В прокат вышла четвертая часть «Мстителей» и одновременно 22-я лента «Кинематографической вселенной Marvel». В ролях — все актеры из предыдущих лент, в режиссерах — все те же безликие братья Руссо. Ничего нового, а фильма меж тем длится аж три часа!

«Мстители: Финал»: прощальная гастроль веселых человечков. Рецензия на мегахит, пожирающий сам себя
Фото: film.ru
Оценка:

Сюжет

Через пяток годков после того как титанический злыдень Танос (Джош Бролин) за здорово живешь уничтожил полвселенной (см. прошлогодний худфильм «Мстители: Война бесконечности»), оставшиеся в живых Мстители (Роберт Дауни-младший, Скарлетт Йоханссон и те-де и те пе) прислушиваются к россказням Человека-муравья (Пол Радд) насчет того, что в квантовом мире возможны перемещения во времени — ну и, натурально, начинают перемещаться, дабы раньше Таноса добраться в прошлом до Камней Бесконечности, при помощи коих он и устроил свою глобальную гнусность.

Фото: film.ru

Предыстория

Марвеловские фильмы и так-то год от года становятся скучнее, площе и однообразнее, а уж главное детище студии — сборная солянка «Мстители» — и вовсе с самого начала выглядело априорной собачьей ерундой.

Впрочем, относительно «Мстителей» 2012 года еще получалось делать некие позитивные выводы. Как-никак-то был самый первый фильм, сведший воедино главных героев марвеловской вселенной. При всех оговорках, «Мстители-1» воспринимались в качестве величественного подытоживания недолгого (к тому времени), но громкого проекта по перековке комиксовых образов в коллекцию дорогих кинематографических монументов.

Но именно тогда стало всерьез боязно за дальнейшее существование марвеловских существ на большом экране. Было изначально ясно, что поселились они там всерьез и надолго, однако на то, что их киножизнь останется полнокровной, едва ли рассчитывали даже преданные почитатели исходных бумажных комиксов. Уже вторая серия «Эра Альтрона» (2015) уверенно подтвердила давно назревавшие опасения — в рамках этой картины марвеловские герои стремительно скатились в область беспросветной киношной рутины.

Фото: film.ru

Дефицит свежести

«Война бесконечности» (2018) получилась чуть позанятнее (во многом в силу неожиданной мрачности, которой трудно было ожидать от вечно дурашливого «Марвела»), но в нынешнем «Финале» все вернулось на свои места. Предсказуемый юморок, неминуемая патетика, ожидаемые сантименты. Разве что экшена несколько меньше, чем обычно. Конечно, есть тут и определенные инновации, но в пространстве трехчасового фильма они приобретают не такое уж существенное значение.

Скажем, в «Финале» присутствуют вставные эпизоды едва ли не из всех предыдущих картин «Кинематографической вселенной Marvel» (а таковых, на минуточку, уже 22). Мстители путешествуют во времени — и тихой сапой проникают в ту или иную памятную зрителям (подчас не всем, а только фанатам) сцену, где что-то смешно меняют, преследуя свои конкретные цели. Это наиболее интересная сюжетная линия «Финала», притом что по большому счету она представляет собой лишь продолжительный фан-сервис — саморекламу пополам с самолюбованием.

Фото: film.ru

И невозможно не видеть того, что любое «сольное выступление» того или иного Мстителя (фильмы «Железный человек», «Невероятный Халк», «Тор», «Первый мститель», «Стражи Галактики», «Человек-муравей», «Доктор Стрэндж» и даже «Черная Пантера») явно обладает большей целостностью — а значит, и ценностью, — чем «Финальные Мстители». Разве что в 21-м марвеловском блокбастере — «Капитане Марвел» этого же года — затруднительно узреть особую ценность, ну так и в обозреваемом фильме № 22 героиня Бри Ларсон выглядит наиболее неуместно и чужеродно.

Фото: film.ru

Поразительный паразитизм

Оторвав по кусочку от каждого из блокбастеров-предшественников, четвертые «Мстители» в то же время не обзавелись ничем своим. Перед нами не что иное, как продолжение паразитирования на самом факте того, что — гляди-ка, сколько супергероев сразу собралось! Неужели это до сих пор работает — и вызывает такую восторженную зрительскую реакцию? Судя по сборам за первый уикенд проката — да, работает, еще как!

Тетралогия «Мстители» в целом очень напрашивается на одно сравнение (которое кто-то сочтет оскорбительным, а кто-то — наоборот): ее легко сопоставить с франшизой «Неудержимые». Там ведь была ровно та же схема: первый фильм поражал просто тем, что появился на свет, а последующие воспринимались лишь как необязательные вариации на изначально заданную тему. Но престарелые герои боевиков — это все-таки вчерашний день, а персонажи комиксов — ультрамодное явление. Поэтому и с популярностью у двух почти идентичных сериалов дела обстоят очень по-разному: слава «Неудержимых» быстро затухла, успех «Мстителей» к четвертой части достиг пика.

Фото: film.ru

Резюме

Даже если «Мстители: Финал» не займут вскоре первую строчку в перечне самых кассовых фильмов за всю историю, прибыль в любом случае будет о-го-го! Что автоматически означает: в том или ином виде шкодливые Мстителишки сызнова соберутся вместе в рамках одной картины. И наверняка произойдет это очень даже скоро.

Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции

Комментарии

« 1 2
Marvel  ◊ 7 мая 2019 г. в 19:48
В рецензии должен быть произведен критический анализ произведения с фактическим аргументами. В данном тексте вся рецензия это - "Предсказуемый юморок, неминуемая патетика, ожидаемые сантименты", остальное это лишь токсичный вброс автора и ничего больше. У меня не обязательно должно совпадать мнение по поводу данного фильма с мнением автора, но автор не дает пищи для размышления - он говорит "фильм не очень, потому что просто не очень" не подкрепляя никакими аргументами кроме своих ощущений. Вывод - это не рецензия, а мнение/отзыв.
0

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт