Фильм «Фаворитка»: насилие, истерики, лесбиянство и другие особенности придворной жизни
Сюжет
Великобритания, начало XVIII века. На троне восседает последняя представительница морально обанкротившегося рода Стюартов — почти выжившая из ума королева Анна (Оливия Колман). Де-факто страной правит леди Мальборо (Рейчел Вайс) — фаворитка и любовница Анны, неустанно внушающая королеве, что надо поддерживать милитаристские интересы партии вигов.
Но вот во дворец без приглашения прибывает младая Эбигейл (Эмма Стоун) — бедная родственница леди Мальборо. Сжалившись, фаворитка королевы берет Эбигейл себе в служанки, даже не подозревая, какую змею пригревает на груди. Очень скоро Эбигейл начнет вытеснять образ леди Мальборо из сердца Анны и по договоренности с партией тори склонять королеву к радикальным преобразованиям в ее прежней политике.
Режиссер
Греческий актер, режиссер, продюсер и кинодраматург Йоргос Лантимос стал известен всему свету в 2009-м, когда прогремела его жуткая черная комедия «Клык», в которой самая отъявленная дичь сочеталась с лютой бытовой натуралистичностью: впечатление было неизгладимое.
Из большинства современных режиссеров (даже и артхаусных, не говоря о мейнстримных) Лантимоса выделяет его редкостный радикализм. Сочетая методы театра абсурда с вечными темами классического искусства, Йоргос раз за разом создает по-настоящему шокирующие произведения.
Не ждали
«Фаворитка», однако, знаменует собой несколько новый поворот в творчестве Лантимоса. Это первый исторический фильм режиссера. Первый «не вполне авторский»: «Фаворитка» снята по чужому сценарию (к сюжетам и диалогам всех прежних своих работ Йоргос как минимум прикладывал руку). Наконец, это первая картина грека, в которой шоковая составляющая отодвинута куда-то к задникам, а на авансцену выставлены декор, интрига и мощная игра актеров (точнее, в первую очередь актрис).
Иными словами, «Фаворитка» не призвана, да, пожалуй, и не способна кого-либо шокировать — ну разве что кроме тех чистых душ, которые до сих пор ассоциируют историческое кино исключительно с поединками на шпагах и поющим Боярским.
«Фаворитка» как фаворит «Оскара»
Все это, конечно, автоматически означает, что на сегодняшний день «Фаворитка» — наиболее популистская, самая «массовая» работа Лантимоса. Порукой этому — аж десять номинаций картины на грядущий «Оскар»: прочие фавориты церемонии («Звезда родилась», «Богемская рапсодия», «Черная Пантера», «Зеленая книга») выдвинуты в заметно меньшем числе категорий.
Впрочем, по большинству оскаровских пунктов «Фаворитка» неминуемо «пролетит» — ленте почти наверняка не светит ни «Лучший фильм» (для этого в нем слишком много и буквальной, и моральной грязцы), ни «Лучшая режиссерская работа» (ибо постановка, как всегда у Лантимоса, чересчур издевательская), ни «Лучший сценарий» (он тут тоже и грязноватый, и издевательский).
Зато в категориях «Работа художника», «Работа оператора», «Дизайн костюмов» и «Монтаж» у «Фаворитки» в текущем году фактически нет весомых конкурентов.
Конкуренция женщин на экране и в жизни
Сложнее с актрисами: все три сыграли блестяще, все три выдвинуты на «Оскар», но там и конкуренция посерьезнее, и вопрос, кому из исполнительниц «Фаворитки» отдать предпочтение, — это, что называется, вопрос на засыпку. Так, Рейчел Вайс и Эмма Стоун выставлены в одной и той же номинации «Лучшая роль второго плана». А Колман почему-то претендует на статуэтку в категории «Лучшая главная женская роль», хотя даже из названия фильма очевидно, что счесть королеву Анну его ключевой героиней можно лишь с большой натяжкой.
Рыжая-бесстыжая
По-настоящему главная фигура в «Фаворитке» — это, конечно, Эбигейл в исполнении Стоун. Во-первых, она здесь единственная, кто за время действия картины существенно трансформируется в наших глазах (из замаскированной кроткой овечки в матерую придворную волчицу). Во-вторых, именно глазами Эбигейл зритель видит большинство сцен картины. И в-третьих, это попросту самый интересный тут персонаж.
Плюс тот немаловажный бонус, что играет эту амбивалентную гражданку патентованный одуванчик современного кино и своя в доску деваха Эммка Стоун. Еще ни в одном из ранее снятых фильмов с участием этой располагающей к себе дамочки ее героини не вызывали желания придушить их, а в «Фаворитке» сцен, после которых такое хочется сделать, — прямо с горкой.
Резюме
Картина, разумеется, более чем зачетная: со времен «Марии-Антуанетты» (2006) Софии Копполы в мире не появлялось столь же шикарного фильма про XVIII столетие. Но зрителям-чистоплюям и зрительницам-белоручкам здесь, конечно, ловить нечего — в «Фаворитке», прямо скажем, хватает всяческих нечистот. А чего еще от Лантимоса ждать? Да и от осьмнадцатого, если на то пошло, века?
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт