Хоррор «Суспирия»: ночь длинных ножек. Рецензия на новую версию старой недоброй кинострашилки

В прокат вышла свежая «Суспирия» — ремейк одноименного фильма ужасов 1977 года, одного из лучших в истории жанра. И, как в большинстве подобных случаев, эксплуататоры старой истории, попытавшиеся взглянуть на нее под альтернативным углом, чертовски просчитались. Лихо задирающие ноги пластичные барышни в паре-тройке сцен несколько спасают положение, но не кардинально.

Хоррор «Суспирия»: ночь длинных ножек. Рецензия на новую версию старой недоброй кинострашилки
Фото: film.ru
Оценка:

Сюжет

В 1977-м в Западный Берлин заявляется юная американка Сьюзи (Дакота Джонсон), уже давно лелеющая мечту поступить в здешнюю элитную балетную школу. Впечатлив своими танцевальными способностями видавшую виды главную хореографичку училища мадам Блан (Тильда Суинтон), Сьюзи немедленно зачисляется в класс — и чуть ли не в первый день занятий утверждается на ведущую роль в труднейшем спектакле.

Фото: film.ru

Так получилось не столько из-за таланта новенькой, сколько из-за выбывания двух девушек, танцевавших ту же самую партию. Куда делись те барышни, выяснится не сразу; а вот то, что танцшколой заведуют самые настоящие ведьмы, сообщается в первых же сценах.

Фото: film.ru

Мы помним, как все начиналось

В оригинальной «Суспирии» великого мастера ужасов Дарио Ардженто открытие насчет ведьм было главным сюжетным твистом, появляющимся, как водится, ближе к концу. Авторы ремейка (может, и справедливо) посчитали, что сегодня это является секретом полишинеля — вот и не стали мудрить, а заранее выложили карты на стол. Вопрос «Чем же они тогда собираются нас удивлять?» не дает покоя примерно до середины сеанса. А там уже будет понятно, что удивлять ремейкерам — попросту нечем.

«Суспирия» Ардженто была революционным, живописнейшим, незабываемым хоррором. В нем «как» превалирует над «что» с первого до последнего кадра — и на это нисколько не хочется пенять, ибо от экрана по сей день нельзя оторвать глаз. Уже в семидесятые кино, строящееся на визуальных образах, а не на диалогах, было редкостью; ну, а сегодня старая «Суспирия» с легкостью уделает 99,9 процентов всех новинок проката. Не только хорроры, а фильмы вообще всех жанров.

Фото: film.ru

Фанат с фигой в кармане

Арджентовский коллега-соотечественник Лука Гуаданьино едва ли не десятилетиями бредил наяву мечтой сварганить ремейк «Суспирии» и божился, что он самый большой на свете фанат этого фильма. А получилось у него отчего-то такое кинишко, авторство которого логичнее было бы приписать большущему недругу оригинальной картины и лично режиссера Ардженто.

Куда более удачный оммаж «Суспирии» еще в 2010-м выдал американец Даррен Аронофски под видом своего «Черного лебедя». Да и недавний «Экстаз» француза Гаспара Ноэ в каких-то отношениях развивает блестящие арджентовские находки.

Зачем в ту же степь полез этот Гуаданьино, вообще непонятно. Это не его стиль, не его метод, не его жанр. Лука — далеко не бездарь, просто до сей поры он работал строго в жанре сугубо реалистичной драмы. А хоррормейкер из него — как из Никиты Михалкова летописец Великой Отечественной.

От солнечных трагедий к сумрачным танцам

Лучшая гуаданьинская постановка на сегодняшний день — «Большой всплеск» 2015-го. Кстати, с теми же Дакотой Джонсон и Тильдой Суинтон (последняя — вообще любимая актриса Луки). Там и стихия для данного режиссера привычная — всю дорогу солнце, воздух и вода: в такой обстановке Гуаданьино снимать любит и умеет. На черта сей жовиальный бородач в сумрачный Берлин полез, да еще в логово к истеричным чернокнижницам? Загадка природы.

Одна отрада в этой самоновейшей «Суспирии» — танцы-шманцы. Их тут с гулькин нос (как и в оригинале — но оригинал мы любим не за это), однако лишь на этих сценах у зрителя, знакомого с творчеством Ардженто, есть шанс взбодриться. Ибо все ужасы в исполнении Луки предельно убоги в сравнении с памятными полетами извращенной фантазии маэстро Дарио — истинного поэта глюков и расчлененки.

Фото: film.ru

Проблески есть, но их негусто

Впрочем, имеется тут сравнительно остроумная и страшновато-неприятная сцена с мистической танцулькой, воплощенная с применением параллельного монтажа. В одном танцзале барышня выделывается как может, демонстрируя гибкость и пластику, — а в соседнем зале ее несчастная товарка помимо своей воли подчиняется такту танцующей, выворачивая себе конечности, скручиваясь в узел, ломая кости и истекая кровью.

Фото: film.ru

Но это почти в самом начале, а потом — два часа сплошной тягомотины, куда Лука Гуаданьино и его сценарист Дэвид Каджанич намешали тонны всякого вздора, неуклюже привязав ведьминский сюжет и к психоанализу, и к холокосту, и к террористам из «Фракции Красной армии», и к напрашивающемуся феминизму (куда нынче без него!). Вот только явного лесбиянства в ремейке не наблюдается, что даже странно: Гуаданьино как открытый гей мог бы и уважить соратниц по ЛГБТ-лагерю.

Резюме

Мораль проста: иногда отсутствие сюжета лучше, чем банальнейший сюжет с дешевыми откровениями и жалкими потугами на оригинальность. И еще: не след лезть в визионеры, ежели ты — способный рассказчик историй. Люди уровня Ардженто и Линча даже в златых семидесятых были в кино наперечет. И столь запоздало пытающиеся с ними конкурировать Лукашки выглядят как элементарные букашки, усилия которых едва ли хоть у кого-то вызовут мурашки.

Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт