«Первому игроку приготовиться»: «Аватар» по-спилберговски. Рецензия на суперпремьеру
Сюжет
В 2045 году Америка окончательно гикнулась — во всех смыслах этого слова. Череда экономических кризисов погрузила основную часть населения в беспросветную нищету, но со стороны граждан не предпринимается даже и робких попыток устроить какую-никакую революцию. Дело в том, что все эти обнищавшие человечки днюют и ночуют в глобальной виртуальной реальности — своеобразной видеоигре OASIS, которая, кажется, заменила людям будущего Интернет.
OASIS создал компьютерный гений Джеймс Холлидей (Марк Райлэнс). К 2045 году он уже умер, но оставил завещание, всколыхнувшее все население планеты. Дело в том, что в свою игру создатель запрятал некую «пасхалку», которую теоретически может отыскать любой желающий. И в награду такой «любой» получит весь OASIS в собственное владение. Подросток Уэйд (Тай Шеридан) тоже одержим поисками секретной «пасхалки» — и однажды он неожиданно для самого себя вырывается вперед в этой глобальной гонке за мировое всемогущество.
Ху из мистер Спилберг (для тех, кто в танке)
Два года назад полувеликий Спилберг препохабно экранизировал старую детскую книжку Роальда Даля «Большой и добрый великан». Потом Стивен, верный своему правилу чередовать постановку серьезного кино со съемками развлекаловки, выдал исторический триллер про журналистов «Секретное досье». А сразу вслед за этим занялся очередной сказочкой — в основу на сей раз был положен роман современного фантаста Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться».
Снимает Спилберг торовато — практически по фильму в год; немудрено, что проходных картин в его портфолио — более чем достаточно. Просто запоминаются прежде всего удачные его картины — оттого и складывается впечатление, что промахов Спилберг не знает. Обозреваемый фильм к промахам никак не отнесешь, так что старина Стивен у нас снова — в больших героях и прогрессивных режиссерах; теперь он может ходить гоголем вплоть до следующей полуудачи.
Король визуальности
«Первому игроку приготовиться» — уже 34-я спилберговская картина и в этом веке, несомненно, одна из наилучших работ мастера. Вроде бы не так давно Спилбергом были сняты весьма зрелищные «Приключения Тинтина» и «Боевой конь», но «Первый игрок» перешибает даже их.
«Игрок» — кино далеко не совершенное, но уж по крайней мере в своей визуальной убедительности оно безупречно. В этом смысле Спилберг искони считался непревзойденным докой, да и по сей день остается таковым. Со Стивеном можно сравнить разве что Кэмерона, но тот после «Аватара» совсем обленился — и надежды на его новые работы по-прежнему очень туманны.
Кстати, «Первому игроку приготовиться» вызывает определенные аллюзии с пресловутым «Аватаром» — особенно в тех напряженных сценах, когда при помощи параллельного монтажа нам одновременно демонстрируют события, происходящие в «реале» и в «виртуале».
Пиршество реминисценций
Хотя если начинать говорить об аллюзиях, то в оных придется элементарно захлебнуться. Всевозможных отсылок (преимущественно на фильмы, игры и комиксы) здесь миллион, море разливанное, вагон и маленькая тележка. Специалистам по авторскому праву, работающим на Спиберга и компанию Warner Brothers, подчас стоило большой мороки договориться с тем или иным правообладателем. Иные из этих договоренностей влетели студии в копеечку — и все ради того, чтобы в кадре на полсекунды мелькнул тот или иной персонаж поп-культуры.
К слову, у Спилберга уже был подобный опыт — в 1988-м он продюсировал бессмертную картину Земекиса «Кто подставил кролика Роджера», где были собраны все звезды американской мультипликации. Увидеть Микки Мауса и Багза Банни в одном кадре в то время было так же невероятно, как сегодня — Бэтмена и Человека-паука. А Спилберг сумел; может статься, он еще и DC с «Марвелом» когда-нибудь подружит — и Супермен будет брататься со Спайдерменом, а Железный человек станет «клеить» Чудо-женщину.
Конечно, в «Первом игроке» до подобного еще не доходит, но тут и без этого есть чему поразиться. Годзилла действует сообща с Кинг-Конгом, фургон из «Команды „А“» пытается обогнать машину времени из «Назад в будущее», из одного героя вылезает самый настоящий Чужой, а на другого нападает не менее всамделишная кукла Чаки…
А уж на сцене попадания главных героев внутрь великого хоррора Стэнли Кубрика «Сияние» впору прослезиться уже не поверхностным современным гикам, но истым киноманам, тоскующим по временам, когда шедевры синематографа еще могли становиться событиями всеобщей культурной жизни.
Спилберг, как последний из могикан
Сам Спилберг во времена «Сияния» тоже снимал кино на все времена («Челюсти», «Близкие контакты третьей степени», первый «Индиана Джонс»). Однако в «Первом игроке» нет отсылок к режиссерскому творчеству Стивена. За это ему отдельный респект: значит, не ищет старик легких путей. А ведь ничто не мешало ему замешать коктейль исключительно из собственного наследия — там ведь столько культовых персонажей и сцен, что еще на десять сиквелов «Первого игрока» хватит.
Что ж, видимо, режиссеры неминуемых продолжений («Второму игроку приготовиться», «Третьему…» и т. д.) этим и займутся. А сам Спилберг станет думать, чем бы еще нас всех удивить. И удивит — можно давать голову на отсечение. Только от него и есть смысл ждать действительно интересных новых блокбастеров. А как помрет Стивен (дай бог, чтоб не скоро, конечно!), так и в кино ходить будет незачем. В общем, спасибо, что живой, Стив Арнольдыч! И мерси, как говорится, за наше счастливое детство.
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт