«Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти»: поминки по подростковой антиутопии. Рецензия на фильм
Сюжет
Бывшие пленники лабиринта во главе с шустрым Томасом (Дилан О'Брайен) продолжают бороться с гнусными представителями отвратной организации с говорящим названием «Порок».
В самом начале фильма эти злодеи увозят на поезде азиатского Томасова друга Минхо. Над похищенным планируют проводить опыты по извлечению драгоценной сыворотки против охватившей Землю чумы. Не желая, чтоб взрослое население планеты спасалось за их счет, Томас с товарищами отправляется штурмовать так называемый Последний город, в котором «Порок» пока еще цветет пышным цветом. Но это явно ненадолго.
Контекст
Всплеск подростковых антиутопий в голливудском кино, к счастью, сходит на нет. «Голодные игры» закончились в 2015 году, «Дивергент» — в 2017-м (причем последнюю серию, в связи с плохими сборами предпоследней, пришлось сразу отправить на ТВ). Ну, а совсем жалкие поделки данного жанра вроде фильмов «Посвященный» и «5-я волна» вовсе не обзавелись продолжениями.
«Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти», вероятно, заключительная глава всего этого непродолжительного бума. Понимая, что антиутопический тренд еле жив, продюсеры не стали делить третий фильм трилогии на две части (хотя еще пару лет назад они явно воспользовались бы таким шарлатанским трюком). Увы, картине это не помогло. Непомерно затянутое, скудное на мысль и бестолковое даже в смысле экшена «Лекарство от смерти» — даже не тот случай, когда можно испытать облегчение от того, что все закончилось. Нет уж, лучше никакого финала не надо, чем такой.
В предыдущих сериях
Первая часть сей эпопеи вышла в 2014-м — уже вовсю гремели «Голодные игры» и «Дивергент», но создатели «Бегущего в лабиринте» решили привлечь зрителя не оглушительным экшеном, а камерностью с претензиями на притчевость и философию. Отчасти им это удалось, хотя от начитанной части целевой аудитории не могло скрыться то, что авторы «Лабиринта» беззастенчиво проэксплуатировали достижения писателя Уильяма Голдинга — автора классического романа 1954 года «Повелитель мух».
Если первый фильм напоминал дешевую экранизацию голдинговской книги, то вторая часть («Испытание огнем», 2015) смахивала на дорогой вариант «Обители зла». Вместо капризных детишек (которых по доброй традиции изображали 25-летние дяди), скандалящих из-за того, кому идти в лабиринт к минотаврам, тут уже действовали бодрые подростки, без лишних соплей расправляющиеся с мерзкими зомби. Эта кардинальная жанровая метамарфоза (претенциозная притча обернулась боевой фантастикой) привлекла к франшизе дополнительное внимание, и многие сочли, что в третьей серии авторы наверняка выкинут еще какой-нибудь фортель в этом роде.
Неновый неповорот
Увы, «Лекарство от смерти» фактически копипастит «Испытание огнем» — и не предлагает ничего нового. Казалось бы, в финальный фильм можно было не просто подлить масла в «испытанный огонь», а поиграть на неожиданном поле, где-то рискнуть, где-то шокировать, где-то рассердить потенциальную аудиторию. Ведь сиквелов больше не будет, и боязнь не угодить зрителям первых двух частей не должна была беспокоить создателей. Но они, к сожалению, осмелились на сравнительно дерзкую выходку один-единственный раз — под самый занавес.
Предшествующие же этому занавесу два с лишним часа остается только считать, сколько упущенных возможностей прошло мимо сценаристов и режиссера.
Например, футуристическим книгам и фильмам этого пошиба всегда присуща (хотя бы в скрытом виде) греющая тинейджерское сознание идея о том, что в случае глобального катаклизма продолжение человеческого рода скорее всего будет зависеть от стайки случайно оставшихся в живых недорослей. И уж в фильме с возрастным рейтингом 16+ эту тему можно было затронуть хоть как-то.
Куда там: все юные персонажи по-прежнему чрезвычайно скованны, стерильны и чуть ли не бесполы. Словно перед нами не американское кино двадцать первого века, а фильм из сталинских времен про советских пионеров.
О стерильный новый мир
Трудно представить, что даже очень юный зритель после просмотра этой ленты сможет хотя бы в самой смутной степени втюриться в главную героиню Терезу. Точнее, сможет, но только если он видел играющую ее актрису Каю Скоделарио в прошлогодних «Пиратах Карибского моря».
Понятно, что нынешние «Пираты» — ничуть не меньшая бессмыслица, чем все эти «дивергентные лабиринты», но там-таки проскальзывает что-то живое, пусть преимущественно в отрицательном смысле.
Отвращение тоже надо уметь внушить, а создатели «Бегущего в лабиринте» не способны и на это. Ноль эмоций, ноль увлекательности, ноль художественности — и даже ноль антихудожественности. Через несколько дней в памяти не останется ни кадра из картины, которую добросовестно лицезрел два с половиной часа.
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт