Хоррор с претензией на философскую притчу. Рецензия на фильм «Чужой: Завет»

18 мая в российский кинопрокат вышла первая часть новой трилогии «Чужой» режиссера Ридли Скота.

Хоррор с претензией на философскую притчу. Рецензия на фильм «Чужой: Завет»
Фото: franceplanet.tk
Оценка:

Как-то в интервью Ридли Скотт обмолвился, что при работе над «Прометеем» не хотел возвращаться к тому, с чего начал. Вероятно, британец лукавит: в противном случае он не взялся бы за приквел «Чужого» — фильма, сделавшего режиссера иконой.

Смотря «Завет», начинаешь задумываться: а действительно ли Скотт создатель, «папаша» Чужого, или он просто наемный работник, удачно оказавшийся в нужном месте?

Первой сценой фильма Ридли задает тон всему повествованию. Пасмурный день, огромная почти пустая комната, стеклянной стеной отделенная от мира, рояль, кресло, чайный столик. И два создания, каждое из которых хочет стать создателем. Человек и андроид.

Через десять минут нас знакомят с экипажем корабля «Завет»: раскрывают цели его членов, их мотивы, переживания. Конечно, скоро эту компанию пустят на «фарш», все-таки в хоррорах людям редко уготована другая участь. Они слабые, глупые, с простыми короткими именами, которые никто не станет запоминать. Люди наплюют на свою миссию, наплюют на очевидные нормы безопасности, будут тыкать пальцами куда попало и на слово верить кому попало: в общем, сделают все, чтобы умереть. Но фильм не о них.

Фото: «Кинопоиск»

Однако он и не о Чужом, как может показать из названия ленты. Ксеноморфы в привычном нам виде появляются только во второй половине фильма и присутствуют в кадре от силы минут пятнадцать — не слишком большая роль для легендарного монстра.

Картина в равной степени и не об охотнике, и не о его жертвах. Она скорее о леснике, выдавшем лицензию на охоту. О роли Создателя, Творца.

Поэтому на первом плане в фильме не люди или ксеноморфы, а моральный конфликт двух роботов. Выражаясь языком киберпанка, один из них видит электроовечек во сне, другой — нет. Первый хочет творить, второй — подчиняться приказу.

Фото: «Кинопоиск»

Ридли Скотт намеренно затягивает на первый взгляд незначительные для сюжета сцены, вставляет культурные отсылки, вводит символические образы. Он снимает не какой-то банальный хоррор, а почти что философскую притчу о том, как безвольное создание само стало создателем, демиургом! Одна беда: истории о превращении творения в творца не нужен Чужой,, а космическому триллеру не нужны цитаты из Перси Шелли и аллюзии на Библию.

Но Скотту, конечно же, виднее. Он и сам с полным правом хочет назвать себя демиургом, создавшим вселенную «Чужого», а позже отпустившим свое творение на волю. Если задуматься об этом, историю «Завета» можно интерпретировать как диалог автора с самим собой, в какой-то мере исповедь. Но в этот диалог бесцеремонно вмешивается клыкастый ксеноморф и толпа безмозглых людишек, отчего становится грустно.

Желание построить фильм вокруг философской идеи похвально, но это не повод плевать на фабулу. А Ридли со своими сценаристами наплевал. Повторил уже рассказанную историю о неудачной космической экспедиции и бегающем по коридорам монстре. Заставил персонажей совершать глупости. Сделал их смерти нелепыми.

Последнее особенно важно, потому что Скотт снимал «Завет» как серьезный научно-фантастический триллер, но результат похож скорее на новую часть «Пятницы тринадцатого»: фильма ужасов, который вызывает смех.

Фото: «Кинопоиск»

Сценаристы придумали, а Скотт как продюсер утвердил и как режиссер снял, не увидев глупых и слабых моментов сюжета. Как создатель допустил ошибку, которая разрушила его творение.

А может и не допустил: просто снимал так, как сказала студия. Тогда претензии к Ридли вместе со всеми параллелями и надуманным символизмом отпадают. Сказали снять красивый ужастик, он и снял его. Зрелищный, с хорошей камерой, с интересно поставленными кадрами. Местами даже заставляющий поволноваться. Но с банальной и предсказуемой фабулой.

«Завет» выполняет главную функцию высокого искусства: заставляет зрителя задуматься, активирует его мыслительные процессы. К сожалению, результатом этих процессов становится осознание посредственности фильма. И чем больше над ним размышляешь, тем яснее понимаешь, что все аллюзии, весь символизм и психологизм в фильме не ради обращения к зрителю, а просто, чтобы было. Чтобы потом заявлять: «мы сняли умную и мрачную фантастику».

Фото: «Кинопоиск»

Если вам понравился «Прометей», можете сходить и на «Завет»: общего у картин больше, чем различий. Фанатам вселенной «Чужого» стоит посмотреть фильм хотя бы ради ознакомления с новым каноном серии.

Поклонников боевиков порадуют несколько зрелищных и напряженных сцен, но большую часть времени придется слушать диалоги. Ну, а тем, кто ждал от «Завета» качественного хоррора, лучше не тратить деньги на билет, потому что единственное страшное в фильме — это жутко посредственный сценарий.

Вадим Смирнов, WEACOM.RU

Комментарии

dryiba  ◊ 20 мая 2017 г. в 21:17
Фильм отстой
0
Y2J  ◊ 20 мая 2017 г. в 22:47
фильм средний, экш есть, но не раскрыли тайну чужого, как создавал Дэвид чужого кого с кем скрещивал, непонятно, как он вывел это яйцо без матки, тоже самое извечный вопрос что появилось раньше курица или яйцо. Непонятно почему корабль потерпел крушение из за чего? Почему за городом инженеров, а не в центре. Почему Дэвид не попытался отремонтировать корабль или найти новый, ведь стыковка есть же с этим кораблем инженеров. Почему инженеры хотели уничтожить людей, не было раскрыто.
2
savely  ◊ 21 мая 2017 г. в 21:02
Не думаю что фильм стОит просмотра в кинотеатре ((
0
Joyn  ◊ 22 мая 2017 г. в 10:59
стоит смотреть?
0
t_john88  ◊ 22 мая 2017 г. в 12:47
Что-то даже на скринах чужой не такой симпатичный как те, что раньше были...
0
Pseoneg  ◊ 23 мая 2017 г. в 1:19
Честно, мне не понравился. Вчера ходили на него с женой... Не канон. Чужой, который всегда был сильным, хитрым, ОХОТНИКОМ - тут умирает совершенно тупо и выглядит каким-то....убогим. Увидел мясо - ломанулся напрямик. Пофиг, что там впереди очевидная ловушка. Спойлерить не буду... Но честно - я разочарован. Очень и оченб жаль... Надеюсь, чужого-против-хищника так не убьют.... Может хоть там получится увидеть крутого, страшного и УМНОГО монстра
0
Universe1980  ◊ 1 июня 2017 г. в 5:46
Просто в комментариях Ридли Скоту не надо было объявлять о том, что новая трилогия "Чужих" будет максимально близка на первому "Чужому", так по-крайней мере было бы честно по отношению к реальным поклонникам данного отличного хоррора 1979 года, как и великолепного экшена-боевика-хоррора от Кэмирона 1986 года! Да даже третий "Чужой" ( 1992 года ) и четвертый "Чужой 4: Воскрешение" ( 1997 года ) фильмы данной квадрологии получились не так уж плохи, как многим кажется!

Без лишних развернутых рассуждений, как поклонник Вселенной о "Чужих", скажу очень просто - фильм, по отношению к первым двум фильмам данной квадрологии, катастрофически плох, а особенно он воспринимается таким ужасным от понимания того, что снял его отличный режиссер, который и начал данную тематику! Не хочу вообще обсуждать всю эту новую философскую составляющую для Вселенной "Чужих", но напрочь и полностью отсутствие в новом "Чужом" хоть какого-либо, присущего классическим "Чужим", хоррора и напряженного ожидания следующего действия, от которых в первых фильмах аж дыхание от страха перехватывало, просто не позволяет рассматривать данный фильм не только как средненький хоррор, но и как вообще каким-либо боком относящийся к классическим "Чужим"!

Для меня "Чужой: Завет" - это тотальное и полнейшее разочарование от великолепного когда то Ридли Скота, который в лучшие свои годы снял вообще один из лучших, по-моему мнению, фильмов в кинематографе " Гладиатор"!

Очень, очень, очень все это печально как-то получается!!!!!!!!!!!!
0

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт