«Дуэлянт»: вызов российскому кино

«Дуэлянт» для российского кинематографа — явление уникальное, хоть и неоднозначное. Фильм Алексея Мизгирева поражает своим визуальным рядом, воссоздает мрачную атмосферу Петербурга второй половины девятнадцатого века и выглядит так, словно его сделали в Голливуде, при этом не потеряв при съемке «русскости» картины.

«Дуэлянт»: вызов российскому кино
Фото: «Кинопоиск»
Оценка:

Работа Мизгиряева противоречива: он сумел создать потрясающий видеоряд, но не справился с историей, которую сам же и придумал. «Дулянт» — это сплав авторского эксперимента и качественной работы всей съемочной группы, который хочется как хвалить, так и ругать.

Сложно вспомнить, снимали ли в России когда-нибудь настолько красивое кино. Прекрасные декорации, аутентичные костюмы, мастерская постановка света, игра цветов. Улицы Петербурга заполнены густой и липкой грязью, тусклое солнце освещает холодные мраморные залы и огромные пустые дворянские дома, крупные капли дождя бьются о крыши портовых лачуг и шляпы прохожих. Это визуальное изящество погружает зрителя в гнетущую атмосферу города-убийцы, сравнимую разве что с фильмами о Лондоне Викторианской эпохи («Шерлоком Холмсом» Гая Ричи или «Из Ада» братьев Хьюз, например). Сложно удержаться от соблазна и не назвать картинку «сочной».

История о лишившемся своего имени дворянине, который за деньги убивает людей на дуэлях, вписывается в образ Петербурга идеально. Грязь в этом городе лежит не только на улицах: она испачкала собой кабинеты и бальные залы — человеческой грязью наполнены роскошные дома и дворцы. Весь сюжет строится вокруг подлости под маской благородства, прикрытого улыбкой цинизма, скрытого любовными речами обмана и просто вокруг бесчестия.

Большая часть персонажей — дворяне. У них своеобразные понятия о достоинстве, всегда высокие речи, но часто невысокий интеллект. Словом «дворянин» они не только обозначают принадлежность к более высокому сословию, они словно отождествляют себя с понятием о чести. Но что такое «честь» в понимании дворянства? В фильме этот вопрос остается открытым, ведь действия персонажей ответа на него не дают.

Главный герой, скрывающийся под именем покойного графа Яковлева, потерял свое дворянское звание, восстановить которое теперь — вопрос чести. Он подавлен и постоянно ждет своей последней пули, но смерть каждый раз проходит мимо.

Мстящий узник совести — хороший романтический типаж. Петр Федоров сыграл достойно, хоть и несколько однообразно: практически в любой ситуации, даже воспоминая о прошлом, он был одинаково мрачен и угрюм.

Образ антагониста в исполнении Владимира Машкова получился намного сильнее. Его граф Беклемишев — расчетливый манипулятор, с улыбкой на лице устраняющий ненужных ему людей чужими руками. Харизматичный мерзавец, прячущий свою низость за показным благородством. Машкову удалось показать человека, погрязшего в собственной лжи и подошедшего к границе безумия.

Второстепенные персонажи вышли хоть и колоритными, но пустыми. Они красиво говорят, носят стильные костюмы, прекрасно загримированы, но глубины героям не хватает. Скажем, беспринципный барон в исполнении Мартина Вуттке: что мы о нем знаем? Он говорит на немецком языке, зарабатывает проведением дуэлей, у него дорогие зубные протезы — все. Юрий Кузнецов качественно и эмоционально сыграл роль слуги Яковлева, но промолчал практически до самого конца фильма. Персонаж Сергея Гармаша — просто однорукий негодяй, а герой Юрия Колокольникова — всего лишь высокомерный дуэлянт, Александр Яценко сыграл просто честного офицера.

Женщин в картине всего две, но у каждой своя сюжетообразующая роль. Княгиня Александра, сыгранная Франциской Петри, покровительствует Беклемишеву и считает, что может его контролировать, хотя сама давно попала в капкан этого лжеца. Сам граф уже нашел себе новую жертву: княгиню Марфу — наивную наследницу богатого рода, манипулировать которой даже слишком легко. Обе героини лишены самостоятельности, они могут только влиять на мужчин-антагонистов: Александра пытается управлять Беклемишевым, а Марфа — Яковлевым.

«Дуэлянт» — это не реалистическое произведение, а наследник романтизма, с присущими этому направлению типажами и клише. Поэтому при всей напускной серьезности фильм иногда уходит от реальности настолько далеко, что становится смешно.

Алеутские шаманы, чудесные рикошеты, застревающие в картинах пули, всемогущее Общество офицеров — в угоду зрелищности автор часто жертвует логикой. Кажется даже, что Мизгирев равнялся на Голливуд не только как режиссер, но и как сценарист, поэтому рядом со штампами романтизма в картине гнездятся стереотипы современных боевиков.

В середине фильма появляются авантюрные мотивы, а ближе к концу «Дуэлянт» превращается в банальную историю о любви и мести. Метания персонажей очень быстро утомляют, и последние минуты картины тянутся мучительно долго. Герои то собираются вместе, то снова расходятся. То решаются мстить, то отказываются от мести. Ненавидят, и через пять минут признаются друг другу в любви, а еще через пять возвращаются к ненависти. Неизменным остается только выражение лица главного героя. Мизгирев погнался за массовостью и не смог выдержать весь фильм в тех мрачных тонах, которые задал в начале.

Так как же нужно воспринимать «Дуэлянта»? Как экранизацию никогда не написанного авантюрного романа эпохи романтизма? Как обычный блокбастер с тонной штампов и глупых сюжетных ходов? Как авторское кино, снятое режиссером по собственному сценарию? Как драму о мести и человеческих судьбах? Как начало нового витка в развитии российского кино? Каждый зритель должен ответить на этот вопрос самостоятельно.

Фильм самобытен, в нем чувствуется «русскость», собственный стиль. Люди, не читавшие Достоевского и Гоголя, не смогли бы так передать атмосферу Петербурга. Не знакомые с Толстым и Пушкиным не показали бы так дворянство. Иностранец бы не заставил персонажей говорить языком русских романов. Стиль Мизгерева натуралистичен: он не боится показывать кровь, раны от пуль, разбитые черепа, обнаженные тела. Мало кто так тщательно создает декорации, так скрупулезно подбирает палитру цветов — это подкупает.

Но за безумной красотой и замечательной постановкой невозможно спрятать слабый сюжет. Слишком предсказуемо, слишком избито, слишком затянуто в конце. Когда смотришь «Дуэлянта», хочется воскликнуть: «вот так надо снимать!» Но только снимать — писать сценарии нужно по-другому.

Мизгирев пытался показать, каким может быть российское кино, его посыл должен быть услышан. Такая качественная постановка точно не останется незамеченной, она может послужить примером для других российских режиссеров. А зрителю остается надеяться, что «Дуэлянт» стал первой ласточкой нового российского массового кино.

Вадим Смирнов, WEACOM.RU

Комментарии

FomichE  ◊ 5 октября 2016 г. в 17:49
Согласен с автором. Все хорошо, но сюжет слабоват
0

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт